Путешествие в горный парк Рускеала 

09.07.21
Путешествие в горный музей парк Рускеала

Горный парк «Рускеала» – уникальная достопримечательность Карелии. Живописные мраморные скалы отражаются в зеленоватой глади чистейших озёр. Рускеала - символ возрождения карельской земли, символ гармонии человека и природы! Рускеала – жемчужина Северного Приладожья.

История парка


Рускеальское мраморное месторождение – самое крупное из Приладожских. Оно занимает площадь в несколько десятков квадратных километров, и разведано до глубины более пятисот метров.

В результате тектонических процессов, длившихся миллионы лет, слои камня сминались, скручивались и перемешивались. Поверхность мраморного массива приобрела современный вид в результате движения трехкилометрового слоя последнего ледника, двенадцать тысяч лет назад. Именно ледник оставил после себя сглаженные «бараньи лбы» и борозды «курчавых скал».

Мраморные каменоломни
Рускеальские мраморные каменоломни расположены в 25 км к северу от города Сортавала. Примерно в середине XVII на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести. После окончания Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что старые шведские каменоломни оказались на русской территории. Рускеальские земли император Петр I подарил князю, будущему фельдмаршалу Александру Борисовичу Бутурлину. В 1727 году образовался самостоятельный Рускеальский церковный приход. Рускеала стала почтовой станцией на пути из Сердоболя в Китее.

С приходом к власти Екатерины II в России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Сердоболя и Рускеалы. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его помощником был сердобольский пастор Самуил Алопеус, который по роду своей службы много ездил по приходам, попутно собирая информацию о месторождениях различных камней.

9 августа 1766 года в Рускеале началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями – так возник рабочий поселок Рускеала. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера.

В 1790-е годы, когда Рускеальские каменоломни практически бездействовали, здешний мрамор архитектор В. Бренна использовал для украшения Михайловского замка, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам» в столице и павильона Орла в Гатчине.
С 1803 года Рускеальские мраморные каменоломни оказались в ведении Комиссии по строительству Казанского собора, и здесь вновь началась добыча камня.

С 1819 года в Рускеале возобновилась добыча мрамора для украшения нового Исаакиевского собора.

В 1830-1840-е годы рускеальский мрамор шел не только для украшения Исаакиевского собора и других сооружений столицы, но и для изготовления предметов прикладного искусства – ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был сам О. Монферран. Для этого использовали уже три разновидности мрамора, особенно темно-серую с зелеными полосами, которая выламывалась в карьерах горы Зеленой.

По мере углубления и расширения «Главного» карьера Рускеальского месторождения часть подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась в виде причудливых «пещер» и «гротов».

После войны, с осени 1944 года, началось восстановление мраморных карьеров. Старый «Главный» карьер, с его подземными выработками, решили не трогать, и вода быстро заполнила его большую часть. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.

В 2004 году были проведены мероприятия по благоустройству и обустройству «Главного» карьера: установлены ограждения, лестницы и мостки, проложены тропы, устроена автостоянка, очищена от мусора территория земельного отвода парка и акватория «Мраморного» озера.

В 2005 году был образован Горный парк Рускеала, который является уникальным техногенно-природным и ландшафтно-туристическим объектом. В 2005-2006 годах было началось освещение туристической тропы и «Мраморного каньона». В 2008 году установлены информационные щиты, проведены ландшафтные работы.

Как добраться до парка
Горный парк Рускеала расположен на международной трассе «Голубая дорога», связывающей Россию с Финляндией, по которой идет активный поток туристов в обе стороны.

Расстояние от Санкт Петербурга составляет почти 300 км. До Рускеалы можно добраться на поезде из Москвы, Санкт Петербурга или Сортавала.

Также до Рускеала можно доехать на автобусе или автомобиле. Дорога в Рускеалу хорошая, двухполосная до Сортавала, далее однополосная. Дорожное покрытие качественное. По пути встречаются небольшие населенные пункты, где можно остановиться и перекусить. Например, кофейня Фундук в Сортавала, или кофейня Хутор Ярви.

300 км от Санкт Петербурга с небольшими обстановками на перекус преодолеваются за 5 часов. По дороге Вас могут остановить пограничники и спросить цель вашего путешествия и куда Вы направляетесь. Во время поездки в машине будет ловиться финское радио, а мобильный телефон может поймать финскую сотовую сеть.

Интересно то, что пока вы путешествуете по Ленинградской области, на пути встречаются абсолютно привычные названия населенных пунктов: Сосново, Приозерск, Плодовое, Кузнечное. Как только вы пересекаете границу и оказываетесь в Карелии, то продолжаете свой путь с интересом разглядывая названия: Лахденпохья, Ихала, Раухала, Кортела, Реускула, Рауталахти, Хаапалампи, Хюмпёля, Сортавала, Рускеала.

Какая погода и какую одежду брать
В Карелии климат переходный от морского к континентальному. Близость Балтийского, Белого и Баренцева морей обуславливает на территории Карелии высокую относительную влажность воздуха, большое количество атмосферных осадков и неустойчивость погодных условий во все времена года.

Даже летом нужно брать с собой теплую одежду. Если днем летом температура может быть +28 градусов, ночью она спуститься до 10-15 градусов, и вам потребуется куртка.

Обувь для путешествия в Калерию и Рускеалу нужно брать удобную, предпочтительно кроссовки. Каблуки с собой брать неудобно и бесполезно.

Летом обязательно нужно с собой брать купальник и плавки. Вода в каньонах приятная.

Как найти жилье
Гостиниц, как таковых, в Рускеала мало. Но местные жители с удовольствием сдадут вам дом в аренду посуточно. Искать жилье лучше на Avito, чем на Booking.ru. Цены разные, домик может стоить от 2 до 10 тысяч в сутки. Местные жители предпочитают сдавать жилье от 2-х суток и более. Но и на 1 день можно найти жилье.

Может потому что Карелия граничит с Финляндией, страны без заборов, вдоль дорог вы тоже не увидите заборы. Дома стоят в полях или на опушках леса. Ограждений вокруг домов нет.



Кому подойдет путешествие и можно ли с собой брать детей
Рускеала уникальное место не только в нашей стране, но и в мире. По красоте можно сравнить мраморный каньон Рускеала с красивейшим озером Комо в Италии. Только без итальянской архитектуры.

Если вы любитель горной природы и пеших походов по диким тропам, Вам понравится в Русскеале. Дети тоже не останутся равнодушными. Ведь в парке так много всего интересного: это разноцветные камни, и скалы, и высокие деревья, сосны с березами, и зеленые чащи, и мраморные пещеры, и железная дорога с громким настоящим паровозом, и много насекомых, птиц и животных, и огромный каньон с необыкновенного цвета водой.

В летнее время в Горном парке проходят различные анимационные программы, организуются фаер-шоу и лазерное шоу. Интересные праздничные мероприятия организуются и в зимнее время. Здесь развит популярный в наши дни экстрим туризм – троллей и спуск в провал. Летом также можно поплавать на лодках по «Мраморному озеру».




Карельский эпос Калевала

Эпос Калевала — единственный эпос, который, наряду с былинами, имеет народные корни и объединяет Россию и Финляндию. Именно на этой земле выдающийся финский фольклорист Элиас Леннрот в XIX веке записал многие из рун, вошедших во всемирно-известный карело-финский эпос Калевала».

Еще в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших вразнос по всей Финляндии. Их стали записывать и публиковать.

Еще будучи студентом университета в городе Турку, Элиас Леннрот совершил первую поездку в села и деревни восточной Финляндии, где в основном среди карельского населения записал много заговоров, заклинаний и эпических песен. Дальнейшие его экспедиции по Финляндии, российской Карелии и другим местностям принесли богатый результат — им были записаны прекрасные песни о деяниях таких героев, как Вяйнемяйнен, Лемминкяйнен, Илмаринен, Йоукахайнен.

Во время поездки в апреле 1834 года Э. Леннрот встретился в деревне Латваярви со знаменитейшим в эти годы карельским рунопевцем Архиппой Перттунен, от которого он записал целых >4000 поэтических строк. И хотя в этом материале почти не было сюжетов и тем, которые не были бы известны до этого, песни, исполненные этим, как его называли, королем карельских рунопевцев, были удивительно стройны и последовательны по сюжетам и композиции. Ряд сюжетов, как, например, руна о Сампо, отличались самобытностью трактовки отдельных эпизодов.





Содержание и главные герои эпоса
Руны, составляющие эпос, не имеют единой сюжетной линии, повествование перескакивает с одного на другое, в нём содержатся нестыковки и неувязки. «Калевала» - это название одной из двух стран (вторая страна называется Похьёла), в которых живут и по которым путешествуют герои эпоса: Вайнямёйнен, Айио, Ильмяринен, Лемминкяйнен, Куллерво.

Эпос открывается сказанием о творении мира и рождении главного героя «Калевалы» − Вайнямёйнена, сына Илматар (дочери воздуха) и его неудачной попытке жениться на Айно, сестре шамана-самоучки Йоукахайнена, проигравшего ему битву. Далее руны повествуют о путешествии героя за невестой в страну Похьёла – некий «нижний мир», в который погружается солнце. В этой части повествования нет батальных сцен, Вайнямёйнен предстаёт перед читателем в роли певца- заклинателя, который при помощи знаний и магии преодолевает трудности, вставшиеся на его пути, а благодаря кузнецу Ильмяринену, создает для возлюбленной мельницу Сампо.

Затем повествование перескакивает на описание похождений героя Лемминкяйнена, чародея и любимца женщин, потом снова возвращается к описанию странствий главного героя: его путешествия в преисподнюю за волшебными словами, отплытия на чудесной лодке в Похьёлу и неудачном сватовстве − невеста, ради которой так старался Вайнямёйнен, предпочла ему кузнеца, сотворившего волшебную мельницу Сампо.

В эпосе подробно описывается свадьба северной девы и кузнеца Ильмяринена, в него включены свадебные обряды и песни. Далее в Похьёле появляется Лемминкяйнен, и сюжет вновь повествует о его странствиях.

Также в эпосе встречается образ Куллерво – отважного силача, судьба которого складывается очень трагично: из-за раздора двух семейств он оказывается в рабстве, по незнанию вступает в близкие отношения с родной сестрой, мстит виновникам инцеста, возвращается домой, находит всю свою родню мёртвой и кончает жизнь самоубийством. Вайнямёйнен читает над телом богатыря поучительную речь и вместе с Илмариненом и Лемминкяйненом отправляется за Сампо.

Усыпив жителей «нижнего мира» игрой на кантеле, они выкрадывают волшебную мельницу, но путь домой оказывается очень опасным. Разъярённая владычица Похьёлы устраивает им различные козни, а в битве с ней Сампо разбивается на части и падает в море. Далее идёт повествование о долгой борьбе магов: Лоухи − владычицы «нижнего мира» и Вайнямёйнена, а также о противостоянии Калевалы и Похьёлы.

В последней, пятидесятой руне, Марьятта съедает брусничинку и беременеет. У неё рождается мальчик. Вайнямёйнен обрекает младенца на смерть, но тот произноси обличительную речь против несправедливого суда. Мальчика крестят и нарекают королём Карелии, а Вайнямёйнен садится в лодку и уходит в открытое море.

В заключение

На протяжении нескольких веков здесь природа связана с людьми. Волшебный мрамор «цвета белых ночей», добытый здесь, навсегда стал украшением Санкт-Петербурга. Великие труды поколений горных мастеров дали этому месту особую ауру. Современники едут сюда не только развлечься и ярко отдохнуть, но и прикоснуться к истории горного дела, заглянуть в тайны карельских глубин, поклониться северному камню.