Большая
Катунская Тропа

Мое участие в трейловой многодневке в Сибири: 215 км вдоль главной реки Горного Алтая - бирюзовой Катуни
13-17 сентября проходила линейная трейловая многодневка БОЛЬШАЯ КАТУНСКАЯ ТРОПА 2022 от команды Altai Ultra-Trail.

Большая Катунская Тропа - это туристический маршрут в 300 км через Алтай вдоль главной алтайской реки. На маршруте Тропы была создана пятидневная гонка. В 2022 году многодневный забег проходил с 13 по 17 сентября.

Формат - линейная многодневка через 3 района Алтая. Место финиша одного дня является местом старта дня следующего. Способ передвижения: бегом или на велосипеде.

Участие в мероприятии - это возможность каждый день видеть разный Алтай, впитать энергию гор и Реки. Полное погружение в алтайскую природу: проживание в палаточном лагере.
Меня зовут Павел, в сентябре 2022 года я принял участие в этом пятидневном марафоне, и хочу поделиться своими впечатлениями и полученным опытом от старта.
План на день: 40,5 км и набор высоты 500 м
День первый 13 сентября
Самый равнинный день. Со старта планировал бежать в своём ритме, но что-то пошло не по плану. Зацепился за двумя ребятами, которые бежали в разговорном темпе, а я в начале терпения, а затем чуть не кипения. В тот момент мысли были, попробовать занять призовое место, поскольку мы втроем бежали на 4,5,6, местах, а впереди нас в пределах видимости бежал участник на 3 позиции.

Добежав до середины дистанции, где нас ждал пункт питания, я решил подкрепиться, поскольку ничего до него не успевал ни съесть, ни выпить. Когда я вновь попытался продолжить бег, то понял, что мышцы не готовы к продолжению. Впереди бегущие участники вскоре растворились за горизонтом.

От пережитого расстройства, мне стало крайне сложно заставить себя бежать дальше, перешёл на шаг. Дальше постепенно меня стали обгонять другие участники.

Перед финишем немного снова разбежался, и по итогу первого этапа занял 8 позицию. Вновь разболелась задняя поверхность бедра и мысли были о том, что я наделал, ведь гонка только началась, а ещё впереди 4 этапа. Но после финиша хорошо подкрепился, затем восстановление в виде окунания в Катуни, бани, раскатки мышц и конечно веселое общение нашей команды #МаршрутХХХ между собой и с другими участниками.
План на день: дистанция 35 км и набор высоты 1300 м
День второй 14 сентября
После быстрого темпа на первом этапе на утро еле передвигался, при этом тяжело было не только мышцам, но и организму в целом.

В моих мыслях крутилось, может сегодня взять день отдыха, не бежать, зачем мучить себя? Но наблюдая, как другие участники выходят на старт, я понял, что сливаться не вариант.

На старте @komillan686 спросил меня как самочувствие, я ответил, что не очень. «Ну, ничего, потихоньку начнёшь и разбежишься, все будет хорошо». Эти слова меня подбодрили, спасибо Николаю! На старте я еле переставлял ноги, но всегда тяжело начинать!!!

В начале бежал действительно спокойно, в таком темпе бежал примерно до середины дистанции, где вышел на свою вчерашнюю 8 позицию. Дальше на ней и завершил свой 2 этап.

В конце этапа участников ожидал плавный затяжной подъем, который я хорошо отработал. Этап очень понравился, красивые пейзажи, и интересный рельеф. Было приятно, что от увиденного получаешь удовольствие все больше и больше.

В конце этапа на трансфере финишеров доставили на базу отдыха, где на следующее утро будет дан старт 3 этапа. Как и положено, на базе нас ожидала баня, кухня и тёплая атмосфера среди участников, волонтеров, организаторов.
Немного деталей. После финиша 2 этапа организаторы постепенно увозили финишеров на базу отдыха, где предстояло переночевать и ранним утром 6.30, выйти на старт 3-го этапа. По приезду на базе нас никто не ждал, поэтому участники самостоятельно решили затопить баню, также было понимание, что обед будет не скоро, поскольку «кухни» предстояла длительная дорога до нового места дислокации.

В общем, в бане в тот день было весело, поскольку все участники мылись вместе, оттого баня получила название «Общественная». Спустя длительное время был приготовлен как всегда вкусный обед от шеф-повара @viktorkazak, и затем ещё немного времени и подоспел ужин.

Вечером пошёл дождь, который продолжался всю ночь и следующий день. На базе был единственный общественный туалет, с вытекающими последствиями в виде очереди.
План на день: протяженность 52 км и набор высоты 1800 м
День третий 15 сентября
В день старта я опоздал на старт на 18 минут, хорошо, что из-за погодных условий задержали его на 10 минут, в итоге стартовал с опозданием на 8 минут от всех.

План по договорённости с @komillan686 был следующим: пройти в спокойном режиме вместе. Перед стартом не смог найти куртку, которую упаковал в баулы. В какой именно из трёх я ее положил, я точно не знал, поэтому решил выйти на старт в шортах и майке. Побоялся, что не известно сколько времени заняли бы поиски куртки. Из-за моей задержки мне в самом начале пришлось всех догонять. Хорошо, что Николай шёл в спокойном режиме.

Догнав его я уже разогрелся, и мне хотелось двигаться чуть быстрее, потому что я подмерзал из-за дождя. Но договорились двигаться вместе, значит идём вместе, также, как это было на трейле весной в Дагестане. Было здорово, пройти данную гонку идя нога в ногу и получить такой опыт.

Вначале второго подъёма, я стал подгонять Колю, но он шёл в своём режиме. Мне пришлось немного прибавить, что бы не замерзнуть на верхушке подъёма, где нас встретил снег с дождём. На спуске сбавил темп, чтобы Коля меня догнал, да и не хотелось убивать мышцы.

Для меня пока спуски даются нелегко, но при этом люблю подъемы. Добежав до первого пункта питания нам сообщили, что идём на 10-12 позиции. Тут у меня возник спортивный азарт, в плане того, что надо сохранить свою 8 позицию, как и предыдущие 2 этапа. С Колей договорились, что я побегу вперёд в своём комфортном темпе.

После чего длительное время бежал один, затем примерно на 25 км увидел вдалеке ребят. Сразу появились мысли, что надо догонять! Начался ровный участок, на котором удавалось развить темп ~4.20, так я приближался все ближе и ближе к соперникам. Затем обогнал ещё двух ребят, которые первые два этапа были впереди меня, тем самым вышел на 6 позицию.

Подбегая ко второму пункту питания я встретил собаку, которая вместе со мной бежала оставшуюся часть дистанции, это было очень здорово!
На пункте питания волонтеры предложили мне куртку, но я отказался. Решил, что лучше бежать в проверенной экипировке, иначе могло быть хуже: слишком жарко, не твой размер, а если возьмёшь, то с ней надо уже бежать до конца. Плюс к этому я уже понимал, что бегу достаточно быстро, чтобы не замерзнуть.

После третьего длительного спуска начался равнинный участок длиною примерно около 10 км, на котором также ускорился, но монотонность прямого отрезка очень вымотала, и я ждал финиша!

Увидев перед финишем уход с грунтовой дороги в горку, я очень обрадовался! После небольшого подъёма последовал спуск, и вот она - финишная арка. Ура! Перед забеганием в арку я остановился, чтобы позвать к себе ближе собаку, которую решили с ребятами назвать Алтай, и вместе с ним финишировал! Таких эмоций на финише у меня ещё не было! Очень сильно!!!
План на день: 29 км и 900 метров набор высоты
День четвертый 16 сентября
Вышел на старт в отличном настроении и самочувствии. Хороший сон восстанавливает и придает силы. Этой ночью мы спали в домиках, а не в палатках. На месте финиша 3 этапа располагались 4 базы отдыха, и спальных мест было достаточно для всех участников, в общем, все в одинаковых условиях.

Оценив рельеф предстоящего маршрута, я решил бежать этот этап с палками. С самого старта начался подъем. Спокойно и не спеша, я начал этот этап. Общая усталость после пройденных этапов соревнования давала о себе знать. Было понимание, что нужен восстановительный день, перед завершающим днём многодневной гонки. Поэтому я определил для себя бежать, идти, не превышая пульс 150 ударов.

Четвертый этап с самого начала поражал своей красотой! Первый вантовый мост, скальные прижимы вдоль Катуни, слияние рек. Вишенкой на торте был в завершении этапа подъем с большим набором, который казался бесконечным! Сложностью помимо общей усталости оказалась потеря на дистанции одной палки, поэтому пришлось работать только ногами.

За подъёмом ждала ещё одна шпилька, но деваться было некуда пришлось ползти дальше вверх по разметке. Забравшись на вершину, открылись прекрасные виды! На другой стороне Катуни виднелись пики заснеженных гор.
У меня возникли воспоминания о гонке в Дагестане, и очень захотелось повторить, пробежаться по белоснежному снегу в горах. Во время подъёма проецировал мысли на заключительный этап, который по рельефу должен был быть похож, только ещё жёстче. Это помогло найти силы.

Также на пике участников ждала фотограф Алёна, которая снимала нас на свой объектив. Тут же возникла мысль, а как она здесь оказалась?

Этот этап решит бежать в легинсах, чтобы больше не замерзнуть как на 3 этапе, в итоге пожалел об этом, поскольку день выдался прекрасным, светило солнышко и от этого было жарковато.

На финише ждал стол с напитками и арбузом. Подождав Колю стали спускаться к базе отдыха. Позиция на финише 6, чему удивился, но подумал, значит все ок, так и должно быть.

По пути к базе нас встретил Павел, организатор данной гонки, который вручил медаль за 4 этап.

Хочу добавить пару строк про нашего нового друга, пса - Алтай: он со старта убежал вместе с лидерами, догнал я его только на пункте питания, который располагался примерно на середине дистанции, он прилёг отдохнуть и никак не откликался. Я подумал, пусть отдыхает, нашёл хорошее место, можно будет подкрепиться (колбасой, салом) и продолжить путь. Через некоторое время Алтай уже был вместе с нами на базе и быстро нашёл себе место для ночлега.
План на день: дистанция 57 км, набор высоты 2300 м
День пятый 17 сентября
Заключительный день гонки. Еще на 4-том этапе было понимание, что нужно оставить силы на завершающий день. План 5-го этапа: пройти в удовольствие, но при этом не беречь себя на спусках, не обращать особое внимание на боль в мышцах. Могу сказать, что реализовать поставленный план у меня получилось очень хорошо. Настрой и мысли - самое главное!

Начал этап спокойно, постепенно обгоняя участников до 6 позиции. На прямом участке, перед вторым пунктом питания, около 40 км, увидел спину сильного бегуна Бориса Осипова, ему 47 лет. Борис сказал, что бежит этап в удовольствие, поскольку понимает, что ему уже не добраться до тумбочки (призовое место в абсолютном зачете). Обгоняя его, мы обменялись рукопожатием. Он проводил меня словами: «самое интересное ждёт впереди»!

Да, действительно, в конце этапа ждал длинный подъем в гору Байда, к которому я был морально готов. Были больше переживания на счёт спуска. По графику на карте он выглядел очень крутым и затяжным.

Итак, перенесёмся чуть назад. Выйдя на 5-тую позицию, я очень обрадовался. Возникли мысли догнать ещё кого-то из участников. В какой-то момент увидел впереди мелькающую белую майку, но этого сделать так и не удалось.

Дойдя до пункта питания - перекусил куриным бульоном с кусочком курицы и побежал дальше. Сразу после пункта питания следовал подъем с очень крутым началом, но спустя примерно 300 метров набора уклон стал чуть меньше. Бежать в него было не совсем комфортно, поэтому передвигался быстрым шагом, любуясь природой. Иногда приходилось искать разметку, один раз немного заплутал. Но в итоге вышел на пик подъёма с великолепным видом, снял видео и направился дальше по тропе.

Начался спуск. Вниз бежать, вопреки ожиданиям, было достаточно комфортно. Грунт был мягким и иногда я вместе с ним скользил вниз. После спуска раскинулась небольшая горная река. После реки был небольшой подъем. Его очень быстро преодолел и увидел плавный спуск к Тюнгуру.

Внизу виднелся мост через Катунь, после него всех участников ждала финишная арка. Я прибавил темп. И вот она - Финишная линия!
Финиш
Море радости! Эта гонка стала моей лучшей в жизни! Первая многодневная гонка, которую я преодолел, при этом готовиться начал за месяц до старта!